Что такое чакры – идея, традиция, подходы
02.04.2016
0 комментариев

Что такое чакры – идея, традиция, подходы

О том, что такое чакры, я буду говорить ещё очень много раз в самых разных ракурсах. Но нужно от чего-то начать – поставить первую точку, от которой затем можно будет провести линию. И эта точка – здесь. Постараюсь, чтобы ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи, был кратким, но обращающим внимание на детали.

Популярное определение и проблема языка

Как говорит Википедия,

чакра – в духовных практиках индуизма – психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги.

Приведя его, я вынужден констатировать, что не все определения действительно что-то определяют.

Сейчас у нас вместо одного проблемного понятия – собственно, чакры, – появилось три:  “тонкое тело”, “нади” и “прана”.

Очевидно, что такое определение мало о чём нам скажет, потому что эти новые слова могут получить самое разное понимание у разных людей. Определение делает свою работу, если оно даёт однозначный и ясный ответ. Здесь, к сожалению, этого нет.

Поэтому придётся сделать ещё один шаг назад, и объяснить базовые идеи, которые приводят к концепции чакры.

Психика, энергия и тонкие тела

Давайте наведём порядок во всех этих “психо”, “энергетических” и “тонких” вещах. Что это такое в сущности – сказать не сможет никто. Версий, как всегда, много, в том числе противоположных друг другу.

Как минимум, тут у нас есть три подхода:

  1. Отрицающий. “Никаких чакр и тонких тел нет”;
  2. Субстанциальный. “Чакры, энергия и тонкие тела реальны”;
  3. Несубстанциальный. “Чакры, энергия и тонкие тела – производные психики человека”.

Первый подход просто отказывается иметь дело с данной сферой – его придерживаются или люди сциентистской направленности, или последователи религий, которые требуют от сторонников строго определённый взгляд на вещи и запрещают смотреть по сторонам.

Второй подход несёт много доверия объектам тонкого мира, но едва ли сможет изложить свои аргументы в доказательной форме. Он предлагает поверить в то, что тонкие тела, энергия и прочее существует. Мне это не по душе.

И, наконец, третий подход признаёт само явление, но утверждает, что “тонкий мир” – исключительно психическое явление. Именно он видится мне более взвешенным, хотя он скорее похож на черту, чем на точку зрение. На черту – потому что согласные с этим взглядом люди оказываются разделены на два лагеря – негативный и позитивный.

Негативный лагерь утверждает, что явления “тонкого” порядка являются самовнушениями или психической девиацией.

Позитивный утверждает о том, что либо тонкие явления являются некими психическими механизмами, полезными с точки зрения поддержки своих жизненных сил, либо действительно являются проявлениями некоей “другой” реальности – реальности недоказуемой, но допустимой на уровне предположения.

Поэтому я предпочитаю начать разговор о тонком мире с психики, а не с тонкого мира. Какой бы действительный смысл не стоял за “тонким миром”, мы познаём его на уровне психических явлений. Причём сама психика – тоже та ещё загадка. Некоторые утверждают, что она – всего лишь “высокоорганизованная материя”, другие видят в ней подлинную субстанцию нашего мира, называя материальный мир “сном”.

Но так или иначе есть утверждения о психике, с которыми сложно поспорить. Вот они:

  • психика даёт возможность воспринимать внешние раздражения;
  • она упорядочивает и концептуализует их;
  • после чего даёт их сознанию как набор упорядоченных и имеющих номинальный смысл явлений;
  • она вырабатывает реакцию на эти явления (возбуждение, интерес, страх);
  • она регулирует внутренние процессы и отвечает на запросы сознания;
  • она подготавливает внутренние ресурсы к той или иной активности;
  • и, наконец, даёт возможность существовать самому сознанию.

Конечно, это очень по верхам и без должной систематизации, но несколько вещей отсюда можно выделить. Это:

  1. Формирование сообщения с внешним миром: восприятие и реакция;
  2. Формирование некоего внутреннего пространства, в котором идёт обработка поступающей информации, отмечаются потребности и цели – причём некоторые связаны не с реакцией на внешние события, а с внутренними желаниями и потребностями;
  3. Формирование целенаправленной активности исходя из внутренних и внешних потребностей.

В этом смысле психика очень похожа на компьютер, у которого есть внешние устройства, его внутреннее пространство (память и работа ЦП) и программы, реализующие те или иные задачи.

И так как явления тонкого мира доступны нам именно как психические явления,  они могут быть выражены конструктивно и без прибегания к эзотерическому арго.

Энергия – это количество ресурсов, которые психика выделяет под ту или иную задачу. Страх, например, заставляет человека нестись, сломя голову. Интерес позволяет заниматься неким делом, даже очень сложным, дни напролёт. Влюблённость вообще часто выводит из строя сознание, заставляя человека “плыть”, глупо улыбаться и думать с бешеной интенсивностью о крайне узком наборе вещей.

Тонкое тело – это ощущаемые объекты психической среды. Если присмотреться к своим ощущениям (не обязательно телесным – возьмите интерес, размышления, радость, печаль), можно заметить, что они локализуются в определённых частях физического тела, имеют пространственную протяжённость и могут весьма явно ощущаться, даже при том, что это не сигналы от органов чувств. Пространство этих ощущений где-то пересекается с физическим телом, а  где-то существует будто бы само по себе.

Очевидно, что и энергия, и тонкие тела, могут быть очень разноплановыми (эмоциональная энергия, физическая энергия, etc). При этом там, где есть ощущение, обязательно будет энергия (интенсивность переживания, побуждение к действиям исходя из этого переживания, и так далее), а где есть энергия – мы будем что-то ощущать. Поэтому данные понятия очень близки и, возможно, являются разной точкой зрения на один и тот же объект.

Итак, что такое чакры?

За всеми происходящими психическими явлениями можно заметить одну вещь: что даже очень далёкие от органов чувств переживания создают телесные ощущения.

При этом, если задаться целью, можно обнаружить, что ощущения – и телесные, и не очень – делятся на классы. Эти классы оказываются связаны с одинаковыми участками тела. Многие из них общеизвестны, и даже нашли своё отражение в языке: “комок в горле” в случае обиды, “на душе кошки скребут” в случае, если сделал что-то нехорошее или беспокоишься за кого-то, “под ложечкой засосало” для случаев опасности или нервного состояния. Эти точки выхода ощущений и указывают нам на чакры.

Работа с чакрами полагается на допущение, что существует обратная связь между точкой в теле и определённым механизмом психики, и концентрация внимания на этих точках запускает процессы, которые изменяют течение энергии в психике человека. Что – гипотетически – влияет на его психологию, его здоровье, социальные возможности, и так далее.

То есть, возвращаясь к компьютерной лексике, – мы можем рассматривать чакры как интерфейсы взаимодействия с теми или иными участками нашего “я”. Через них мы можем делать tune up, закладывать новые программы, получать информацию о своём состоянии. И в таком ракурсе становится совсем не важно, разделяете ли вы мистические представления, или воспринимаете их с улыбкой: независимо от этого чакры смотрятся как работоспособная гипотеза, заслуживающая проверки.

Обычно рассматривается система, состоящая из семи чакр, расположенных примерно по линии позвоночника, но в действительности таких точек можно найти превеликое множество. Традиционные семь точек – это паховая область, низ живота, солнечное сплетение, середина груди, основание горла, центр лба, темя.

Дополнительные точки, информации о которых куда меньше, – центр ладоней, подошв ступней, точка над теменем, под ногами. И это далеко не полный список.

Чакры – традиционный аспект

Представление о чакрах пришло из индуизма. С этим связаны их названия, подход к работе и многое другое. Практики, использующие чакры, являются частью древней традиции, живущей в том числе и в наше время. Но западная культура, внутри которой мы сейчас находимся, никак не связана с индуизмом. Соответственно, мне кажется крайне самонадеянным утверждать, что мы можем воспроизвести традиционный подход вообще и эти практики в частности

  • не будучи воспитанными в рамках индийской культуры;
  • не практикуя традицию под надзором посвящённого в неё человека;

Таким образом, идея тащить в чисто западную работу с чакрами индуистский символизм и весь культурный багаж, который с ними связан, выглядит довольно сомнительно. Мы можем взять теоретическую основу и метод. Мы можем заглянуть в источники, чтобы сравнить информацию. Но всё, что будет дальше, касается уже нашей культуры и нашего миропонимания.

Этот момент очень важен:

  • “Чакры” западной культуры могут быть совсем не тем же самым, что понимают под “чакрами” представители оригинальной традиции;
  • “Чакры” западной культуры являются новоделом, очень сильно подверженным личным предпочтениям и особенностям почти что каждого отдельного практика.

Чакры и западная культура

В Европу, если верить Википедии, представление о чакрах пришло через работы Чарльза Ледбитера и сэра Джона Вудроффа. Получив осмысление в контексте европейских мистических течений чакры попали вначале в поле внимания ряда групп, интересующихся восточной мыслью, а затем в котёл нью-эйдж, сплавляющий мистические традиции, и дающий неожиданные трактовки и толкования там, где традиция предпочла бы уже известный взгляд на вещи.

Возможно, главными нововведениями при интерпретации чакр в нетрадиционном ключе, стали:

  • возможность изучения чакр через личный опыт;
  • возможность надчувственного (или “экстрасенсорного”) восприятия чакр;

Со свойственной для нью-эйдж непосредственностью, в данный момент под концепцию “чакры” гребётся всё что угодно – индуистский символизм, Ошо, кундалини-йога, теософские изыскания и прочая, и прочая. Я лично не могу разделить такой подход. Думаю, что традиция, книги Ошо или что угодно ещё может стать полезным источником информации – но только при вдумчивом и систематичном изучении. Человеку, который работает с чакрами, нужна точка отсчёта, вокруг которой он будет строить свои идеи – и в этом смысле любая традиция более выгодна в сравнении с новыми веяниями, поскольку даёт устоявшуюся и индифферентную хотелкам практика платформу. Нью-эйдж же, как и любой новодел, – это позиция настроения, игнорирующая правила и каноны, характерные для традиционного взгляда и смешивающая порой совершенно несовместимые с традиционной точки зрения вещи.

С обратной стороны, традиция не обязательно более права, чем некий конкретный практик. Бывает, что суть внутренней работы теряется в угоду ритуалу, и вместо какого-то реального постижения адепт занят тем, что повторяет за повторяющими, которые повторяют за повторяющими. Соответственно, в ситуации, когда слепой ведёт незрячего любой, кто видит хотя бы номинально, будет больше в теме, каким бы новоделом он ни был занят.

Питер Брейгель Старший, “Притча о слепых”

Таким образом,”новодельная” работа гораздо менее стабильна и подвержена заблуждениям. Но также она более свежа, смела и склонна к экспериментам. Нельзя однозначно сказать, что лучше – истина тут, как всегда, потеряна в деталях, и порой даже самые безрассудные вещи приводят к результатам, которые никак не удавалось получить с большим опытом и умом.

out

out

Более десяти лет интересуюсь философией познания, психологией и мистикой. Считаю, что даже увлечение мистическими вещами не освобождает нас от необходимости понять себя и область своих интересов. Склоняюсь к непознаваемости мира и отсутствию в нём такой вещи как истина, с большим уважением отношусь к скептицизму в его философском понимании.

Комментарии

Комментарии отсутствуют Будьте первым, кто прокомментирует эту запись!

Напишите комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.