Психическая энергия – идея, наблюдение, взаимодействие
06.03.2016
0 комментариев

Психическая энергия – идея, наблюдение, взаимодействие

Поговорим о ещё одной примечательной идее – о психической энергии. Чаще всего вместо слов “психическая энергия” можно встретить слово “биоэнергетика” – и многие их даже воспринимают как синонимы. Хотя лично мне кажется, что слова эти очень различны по смыслу, а  сама “биоэнергетика”вообще крайне сомнительная вещь. Начну именно с этой сомнительности, чтобы более полно выразить свой взгляд на вещи.

Биоэнергетика

На мой взгляд, с человеком, который всерьёз утверждает что-то о биоэнергетике, говорить не о чем. Просто потому, что он не следит за употребляемыми словами и не вдумывается в их смысл: под “био-” в основном понимается организм, физиология, различные биологические штуковины – иными словами, жизнь как материальный процесс.

Но если у “жизни как материального процесса” есть некая энергия, то эта энергия должна быть:

  1. наблюдаемой;
  2. измеримой.

Вне измеримости чего бы то ни было говорить о материальной сущности нельзя, так как измеримость – это неотъемлемое свойство материи. Но ни чакры, ни биополе, поймать в объектив и измерить пока не удавалось – конечно, если не считать сомнительных экспериментов с эффектом Кирлиана. Таким образом, рассуждения насчёт биоэнергетики смотрятся в лучшем случае как злоупотребление словами. В худшем – как недостаток образования и кругозора. И, соответственно, люди, которые прибегают к таким злоупотреблениям, не вызывают доверия.

Психическая энергия

Почему “биоэнергетика” – это плохо, а “психическая энергия” – это хорошо? Потому что говоря о психической энергии мы говорим о внутренних процессах, достаточно очевидных для любого, кто испытывал страсть, интерес или ужас.

Психическая энергия – это то, что заставляет нас переживать, мыслить, стремиться и действовать. Как заряд батарейки, который можно использовать для того, чтобы зажечь лампочку – мы можем ощущать его, находясь в определённом состоянии, а можем хранить в себе как ресурс, который высвобождается в нужное время.

Смотреть на психическую энергию мы можем с трёх ракурсов:

  1. Редукционный подход. Взгляд на психическую энергию как на виртуальную сущность. Данный подход полагает, что есть генетика, физиология, обмен веществ и возможность действовать исходя из своего физического состояния и химических процессов, происходящих в теле. И более никакой “энергии” нет;
  2. Психологический подход. Психическая энергия в его рамках понимается как психический процесс, лишь отчасти подконтрольный индивидууму. Данная концепция вначале уверенно поселилась в работах Зигмунда Фрейда, потом была переосмыслена в более общем ключе Карлом Юнгом.
  3. Мистический подход. Психическая энергия – это универсальная сила, пронизывающая мир. Работа с ней означает не просто работу со своим внутренним пространством, но также и с миром вокруг нас.

Сложно сказать, какой взгляд более правдив. Но одно несомненно: выбор одного из трёх этих пунктов программирует сознание на дальнейшее восприятие энергии.

Например, если мы выбираем редукционный подход, то слова “психическая энергия” становятся для нас пустыми – мы начинаем видеть в них заблуждение или метафору, и, конечно же, даже не задумаемся о том, чтобы как-то эту идею использовать. Сомнительным, но всё же плюсом такого подхода является минимализм, исключающий из восприятия недостоверную сущность. Минусом, как мне видится, становится то, что если наша психика – это просто набор химических реакций, волевое  управление её внутренними процессами сложно представить даже в теории.

Психологический подход, принимающий существование данной энергии, более дружелюбен к идее изменения психики изнутри, через работу с собой и своим сознанием. Мне он видится как наиболее разумный компромисс меж рациональностью и иррациональностью, учитывающий иррациональную природу человеческой души, но стремящийся описать её разумными средствами. Но у него также есть свои ограничения: допуская существование внутри некоей силы, он не может пойти дальше своих представлений о психологии человека и той картины знаний, в которых эти представления возникли.

Поэтому психологическая работа тут подобна автомобилю, едущему на умеренной скорости: мы вроде бы и можем что-то сделать через внутреннюю работу с собой, но не ждём от неё слишком многого.

И, наконец, мистический подход устраняет всевозможные “но” в разговорах об энергии, утверждая о её реальности. С одной стороны, принятие этой энергии как одной из мировых сил выглядит крайне недостоверно. Но с другой, такой взгляд существенно повышает ставки в работе над собой: от работы вы ждёте большего, и прыгаете в неё как в омут, стараясь погрузиться на самую глубину.

Поэтому, даже при том, что психологический подход я нахожу наиболее разумным, мой голос получает подход номер три. Он видится мне самым интересным в силу того, что предлагает нам трансценденцию – выход за грань устоявшихся представлений к чему-то невероятно другому, к чему-то, лежащему за пределами наших представлений о возможном.

Закрытая комната

Если принять как факт то, что мы воспринимаем весь мир через призму своего сознания, то приходится признать и другое: что мы ничего не можем знать о природе мира, природе сознания, и, конечно же, природе вещей, которые мы видим посредством него.

По сути ситуация подобна тому, как если бы мы очнулись в закрытой комнате, не помня, кто мы, как тут оказались, и располагая только книгой, которая рассказывает нам о мире за пределами комнаты.

Сознание – это комната. Книга – то, что сознание показывает нам, со всем теоретическим материалом, известным на данный момент. Что делать человеку в закрытой комнате? Поверить книге? Но мы не знаем, кто и с какой целью дал её нам. Правда ли в ней? Заблуждение ли? Никто не скажет. Отказаться принимать информацию из книги? Но ведь у нас нет никакой другой точки зрения, никакого иного источника информации о том, что же находится за стенами нашего разума.

Таким образом, идея о субстанциальности психической энергии выглядит никак не хуже идеи мира как набора атомов – хотя, конечно же, практические приложения этих теорий различны. Они как две разных “книги”, каждая из которых предлагает свой сюжет, а мы выбираем тот, который кажется более интересным.

Продолжая мысли про книгу и комнату, мы можем прийти к тому, что по сути всё, что происходит с нами, происходит в нашем сознании. И если мы допускаем это, то вполне логичным кажется сказать, что “психика” = “мир”. И следовательно энергия, являющаяся частью психики, присутствует в мире.

Конечно, эта идея тоже небезупречна. Конечно, “правой” может оказаться материалистическая точка зрения. Но даже она не сможет оспорить тот факт, что мир, который мы видим, существует прежде всего внутри сознания. То есть, он – порождение психики, которая реконструировала связный и семантичный образ из разрозненных нервных импульсов, идущих от происходящего снаружи. И, следовательно, как минимум образ мира не может быть независим от психической энергии.

Поэтому отождествление психики с миром видится мне вполне оправданным, хотя и не во всём однозначным, сопоставлением. И если это так, то получается, что мир состоит из того, что мы переживаем. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус, мысли, эмоции – именно они создают эту полную красок картинку, которую мы зовём миром, и в которой мы проживаем свою жизнь. И – что очень важно – все эти состояния имеют свою протяжённость, локализацию, свой характерный тон, форму, внутреннее устройство.

Простое осознание этих форм, законов и тонов уже способно принести множество открытий человеку, начавшему заглядывать внутрь себя.

Некоторые свойства психической энергии

Саму психическую энергию мы можем разделить на “свободную” и “связанную”:

  • Свободная психическая энергия – это энергия, которая может быть потрачена куда угодно: на самообразование, карьеру, какие-то увлечения, требующие приложения сил;
  • Связанная психическая энергия – это энергия, которая уже сейчас задействована в тех или иных психологических процессах. При этом процессы могут быть как подконтрольны нашему сознанию, так и нет, уходя в глубину психической активности.

Люди, обладающие большим запасом психической энергии и не имеющие при этом серьёзных внутренних проблем, как правило, привлекательны, экспрессивны, полны идей и увлечений. Люди с низким запасом психической энергии подавлены, малоактивны и замкнуты в насущном или в своей зоне комфорта.

При этом едва ли можно сказать, что есть люди, у которых энергии “мало”. Источником энергии является бессознательное, и поставляет её оно более чем исправно – но мы можем иметь кучу паразитных процессов (вина, сожаления по прошлому, какие-то неразрешённые детские проблемы), жить не в нужную для себя сторону, подрывая связь с бессознательным, – в результате получая состояние, в котором свободной психической энергии у нас почти не будет.

Психическая энергия иррациональна. Её нельзя в чём-то убедить. Она не прислушивается к голосу разума, тому, что правильно, а что нет. Ей нельзя управлять, её можно только направить – хорошей аналогией является река, берущая начало где-то под землёй, и идущая строго по своему руслу. Мы можем поменять русло – и тогда река изменит своё течение. Но заставить её повернуть вспять, начать подпрыгивать или карабкаться на гору не получится.

Поэтому для работы с ней часто применяется язык символов, который мы находим во множестве культур, в ритуалах, обрядах, суевериях и табу. Только так с ней можно построить взаимодействие.

В прочем, это взаимодействие сложно описать функциональным языком целей и результатов. Человек слишком сложен, и энергия эта слишком своенравна. Поэтому далеко не всегда получается договориться с собой. Иногда приходится принять состояние вещей и отступить. По крайней мере, пока время само не повернёт русло реки. Или вы не найдёте более правильные инструменты для нужных вам изменений.

Психическая энергия всегда положительна. Человеческое сознание привыкло делить всё пополам: “своё” и “чужое”,  “хорошее” и “плохое”, “положительное” и “отрицательное”. С психической энергией это не работает: она может дать начало ужасающим вещам, но это не означает, что есть “хорошая” энергия и есть “плохая” – и в хорошем, и в плохом, мы сталкиваемся с одной и той же энергией. Меняются наши реакции на неё, меняется наша внутренняя структура, способная принять энергию в одном виде, но неспособная в другом. Сама энергия при этом всегда несёт нам заряд, который, будучи воспринят правильно, мы сможем обернуть себе на пользу.

Но как цунами сносит стену дома, она может ломать личность человека, если эта личность неестественна. Поэтому порой энергия деструктивна. Она же иногда предстаёт как препятствие, когда вы, пытаясь сделать что-то, начинаете идти против течения.

Поэтому, например, если вы сталкиваетесь с проблемой – вам страшно, вы не можете преодолеть себя или заставить себя что-то сделать – вы сталкиваетесь не просто с препятствием, но со своей же внутренней силой. Это не тёмные происки чего-то неведомого. Это ваш внутренний конфликт. Вы сами поставили всё внутри себя так, чтобы появилась проблема. Вы сами напитали эту проблему силой. И сами затем вступили в борьбу вместо того, чтобы расслабиться, отпустить её, и затем перенести силу на свою сторону.

Переживание психической энергии

Психическая энергия есть везде. Любая точка, на которую мы можем направить своё внимание, содержит её. И у каждой точки есть свой энергетический потенциал, который мы можем узнать по ощущаемой реакции от наведения на неё внимания. Некоторые точки будут нейтральны, другие дадут нам отклик – новые ощущения, прилив или упадок сил, новые эмоции или даже мысли.

Чакры – это точки с наибольшим энергетическим потенциалом. Они откликаются наиболее сильно, и именно поэтому выступают объектами для внутренних практик. При этом, хотя чакры находятся в основном внутри тела, психическая энергия не связана с телесностью: ощущаться может и пространство вне тела. Вне тела можно также найти и некоторые чакры.

Проблема наблюдателя

Конечно, у восприятия энергии есть свои проблемы. Прежде всего, сам собой возникает вопрос: переживает ли человек действительно нечто “реальное”, или просто внушает себе: “вот тут нужно создать вот такое-то ощущение”? И следовательно, отсюда возникает новый вопрос: карта распределения чакр по телу и состояния, связанные с ними, “реальны”, либо субъективны и связаны с суггестиями и прошлым опытом человека? Многие начинающие работу люди утверждают, что не чувствуют вообще ничего. Другие чувствуют одно, но не чувствуют другое. Третьи довольно своеобразно переживают то, что чувствуют. И всё это приводит нас к тому, что я называю “проблемой наблюдателя”.

Как узнать, подлинен ли опыт, о котором говорит один человек? Как узнать, ложен ли опыт, о котором говорит другой человек? Едва ли на этот счёт можно дать окончательный ответ. Именно поэтому прежде основной работы с психической энергией нужно запастись изрядной долей скепсиса по отношению к себе и пройти серьёзную подготовку:

  1. Научиться останавливать свои мысли. Если вы можете поймать состояние полного безмыслия и продлить его хотя бы на пять минут – это уже хороший результат;
  2. Научиться видеть свои эмоции, мысли и прочие состояния. Всё  это называется “наблюдением за движениями ума”: оставаясь в безмыслии, видеть, как возникают мысли, где появляются эмоции, желания и привязанности, в каких частях тела какие состояния живут;
  3. Научиться снимать телесные зажимы и навязчивые эмоции, научиться отделять своё “я” от мыслей, которое это “я” пытается подумать.

Это нужно для того, чтобы максимально подготовить своё сознание к работе. Если вы можете увидеть свои мысли, вы поймёте, где начинаете не видеть нечто, а рисовать такое наблюдение. Если вы начнёте видеть свои эмоции, вы начнёте чувствовать, где вы реально столкнулись с чем-то, а где вы аккуратно избегаете реальных ощущений, подменяя их другими.

После этого, возможно, вы будете готовы к тому, чтобы начать учиться, наблюдая за психической энергией.

Без подобной подготовки может получиться что-то иное:

  1. Новоиспечённый адепт увлекается внутренними практиками;
  2. “Практикуя” их, создаёт множество ярких картинок, с которыми активно играется, думая, что чего-то достигает;
  3. Обнаруживает, что играется, а не проводит некую реальную работу;
  4. Разочаровывается и становится очередным “видавшим виды” скептиком.

При этом пункты 3 и 4 – это даже неплохой результат. Человек что-то понял о себе, пусть и с негативными выводами. Часто бывает, что неудавшийся практик подвисает на пункте 2, и даже организует свою школу по наблюдению за красивыми картинками.

Узнать, где тут правда, можно только на собственном опыте. Который, конечно же, никогда не будет решающим.

out

out

Более десяти лет интересуюсь философией познания, психологией и мистикой. Считаю, что даже увлечение мистическими вещами не освобождает нас от необходимости понять себя и область своих интересов. Склоняюсь к непознаваемости мира и отсутствию в нём такой вещи как истина, с большим уважением отношусь к скептицизму в его философском понимании.

Комментарии

Комментарии отсутствуют Будьте первым, кто прокомментирует эту запись!

Напишите комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.